Часто родители жалуются, что ребенка невозможно заставить что-то сделать самостоятельно. Задумайтесь. А легко заставить что-то сделать Вас – взрослых? Да почти невозможно. Почему же мы пытаемся заставлять ребенка?
Если уж кого мы можем заставить, так только себя. И то с большим трудом, потому, что… надо. Усталость и внутренний протест возникает от слова «надо» даже внутри себя.
Когда мы начинаем мотивировать себя:
— сейчас приготовлю вкусный ужин, посидим с удовольствием всей семьей за столом,
— сделаю влажную уборку, и дышать будет легче,
— помою окна, и в комнате будет светлее,
— погуляю с ребенком, и спать малыш будет крепче…
то и дела идут быстрее и усталости от них меньше.
Вот так и ребенка следует мотивировать, проговаривать вслух действия и их последствия – полезный, позитивный результат, определенную для него выгоду.
Если малыш будет знать, что его действия принесут кому-то удовольствие и пользу, он многое сможет сделать. Только для этого необходимо:
— научить как «это что-то» делать,
— обязательно проговорите полученный результат,
— поощрите малыша ласковым восхищением самостоятельности.
Некоторые мамы считают, что лучше сделать все самой, быстро и без хлопот. Вот и будете делать всегда и все сами. Ребенка потом не сможете заставить убрать игрушки, убрать грязную посуду за собой со стола, сложить свои вещи после прогулки, одеться, приготовить завтрак, собраться в школу…
Незначительные навыки, которые приобретает ребенок от своей деятельности, будут с возрастом осознанно расширяться. Вы будете замечать, что ребенок становится более самостоятельным, уверенным, позитивным.
— Не лезь, отойди, не копайся, не мешайся, отстань, у тебя все равно не получится, дай я сама, помогу быстрее сделать – слова паразиты, которые не только ранят Вашего ребенка, но и отбивают всю охоту к самостоятельной созидательной работе в будущем.
Чтобы вы ни делали, дайте поучаствовать ребенку в вашем труде.
Поручите ему посильную часть работы. Приобщение к общему делу, «полезность ребенка», дает ему возможность получить чувство уверенности, своей значимости, надежности.
Если же Вы говорите с ребенком только «директивами», то после 10 лет ребенок уйдет в себя и бунт неизбежен.
А, между прочим, директивы тоже необходимы и мы об этом поговорим в следующей теме «Воспитательная несостоятельность родителей».